БразилияБразилия

Оуро Прэто

Что касается истории возникновения города, то она связана с "черным золотом", (Ouro Preto в пер. с португальского). В XVIII в. Оуро Прэто был главным очагом "золотой лихорадки", что затем привело Бразилию к началу, так называемого, "золотого века".

В эпоху колонизации Бразилии португальцами ходило множество легенд о несметных богатствах Нового Света, которые и пытались отыскать завоеватели. Очень долго призрак золота ускользал из их рук, и даже когда в 1694 г. один из отрядов обнаружил его, не сразу стало понятно, что найдено сказочное сокровище. Во время привала под самым гребнем горы один из воинов зачерпнул деревянной плошкой воды из ручья и в ней оказалось сразу несколько тяжелых камешков, похожих на кварц.

Спустя долгие месяцы они случайно попались на глаза губернатору Рио-де-Жанейро, который не нашел в простых камнях ничего особенного, но на всякий случай попробовал их на зуб. Каково же было его удивление, когда под треснувшей сухой оболочкой блеснул самородок. Толпы золотоискателей ринулись тогда на поиски нового Эльдорадо...

Интересно, что с Оуро Прэто связано и имя наиболее почитаемого национального героя Бразилии - Тирадентиса (Tiradentes, в пер. зубодер). Движение за независимость, которое он возглавлял, возникло в Оуру Прэто в 1789 году, здесь же, на главной площади города, теперь носящей его имя, на всеобщее обозрение была выставлена его голова...

Этот юноша, настоящее имя которого Joaquim Jose da Silva Xavier, был по профессии дантистом, он создал и возглавил тайное общество, куда вошли передовые умы Бразилии. Они мечтали о свободной и независимой родине, пытаясь прекратить непомерные поборы завоевателей. Однако заговор против португальцев был раскрыт и Тирадентис взял на себя всю вину, за что и был казнен. Остальные члены тайного общества были отправлены в ссылку...

Сегодня Оуро Прэто - город множества церквей, мостов, фонтанов. Как и прежде, он сохраняет четкую планировку с прямоугольной площадью в центре. Собор Сан-Франсиско (Igreja São Francisco de Assis) конца XVIII в. - уникальный памятник позднего колониального барокко, построенный известным бразильским архитектором, скульптором и художником Алейжадинью. Свое прозвище (Aleijadiho - в пер.маленький калека) Антонио Франсиско Лисбоа получил из-за перенесенной болезни, изуродовавшей его руки. Он работал, прикрепляя инструменты к перчаткам. Собор отличается уникальной динамикой композиции, пластичностью форм, изяществом декора и тонкой резьбой порталов.

В штате Минас-Жерайш немало шедевров архитектуры, выполненных известным мастером, которыми по праву гордятся сегодня бразильцы. Так, фасад церкви Бон-Жезус-де-Матозиньюс (Santuário de Bom Jesus de Matosinhos) в Конгоньясе украшают 12 каменных статуй пророков, гордо стоящие перед входом на роскошной лестнице, полные движения и жизни; а в садовых часовнях этой церкви - 6 деревянных раскрашенных групп «Страстей господних» с фигурами судей, стражей и палачей, которым Алейжадинью придал сатирические черты. Жизнь и творчество выдающегося зодчего дали сюжет для нескольких романов, кино- и телефильмов.